May 8, 2015

Парад паровозов на Финляндском вокзале.

В честь памятной даты 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Октябрьская железная дорога подготовила свой подарок для ветеранов и жителей Санкт-Петербурга – «Парад паровозов». Это уникальная динамическая экспозиция легендарной ретро-техники, выпущенной в период с 1905 по 1955 годы. Каждый паровоз, который принял участие в параде – со своей историей, за которой стоят люди, внесшие неоценимый вклад в Победу.
На вокзале была развернута полевая кухня с солдатской кашей и чаем в алюминиевых кружках. Из репродукторов звучали песни военных лет.

Информация о паровозах, участвующих в параде.

Ов324

Старейший действующий паровоз в Российской Федерации – в нынешнем году ему исполняется 110 лет. Построен он был в Петербурге, на Невском заводе в 1905 году. За время своей эксплуатации данный паровоз обеспечивал грузовые и пассажирские перевозки на Китайско-Восточной, Уссурийской и Прибалтийской железных дорогах. Несмотря на солидный возраст, он и сегодня не торопится на покой – регулярно участвует в дорожных мероприятиях, ретро-поездках. Данный паровоз – известный киногерой, он участвовал в съемках многих художественных фильмов (в том числе «Сибирский цирюльник», «Морфий», «Анна Каренина», «Край» и других).
Паровозы серии «О» были основным типом грузового, или, как их тогда называли, товарного паровоза на Российских железных дорогах в дореволюционный период. Серия «О» как раз означает «основной тип». Это достаточно крупная серия, было построено около 8000 паровозов серии «О» различных индексов. Индекс «В» означает парораспределительный механизм системы Вальсхарта, Эти паровозы получили ласковое прозвище «овечка».
Паровоз Ов интересен тем, что он работает по принципу компаунд. Его применение на паровозах началось в конце XIX в. В обычном паровозе оба цилиндра получают свежий пар из котла. Это паровая машина простого расширения. В паровозе компаунд цилиндры имеют различный диаметр. Пар поступает сначала в цилиндр высокого давления меньшего диаметра, находящегося с правой стороны паровоза. Отработав в нем, он не выбрасывается в атмосферу, а поступает в левый цилиндр низкого давления, имеющего больший диаметр. Только после того пар направляется в конус и далее через дымовую трубу в атмосферу. Этот принцип, именуемый компаунд, позволяет сэкономить топливо, так как в данном случае уменьшается перепад температур в цилиндрах во время рабочего хода и, таким образом, уменьшаются потери тепла, вследствие конденсации пара.
В дальнейшем был введен перегрев пара. Он состоит в том, что пар из сухопарника не направляется сразу в цилиндры, а пропускается через специальные пароперегревательные элементы, которые находятся в жаровых трубах паровоза. Пар в сухопарнике насыщенный, влажный, при его охлаждении образуется конденсат. Перегретый пар не подвержен конденсации при охлаждении, его применение дает возможность более значительной экономии топлива, чем применение принципа компаунд. С введением перегрева пара в начале XX в., паровозы компаунд были постепенно вытеснены паровозами с машинами простого расширения, работающими на перегретом паре.
В годы гражданской и Великой Отечественной войны многие паровозы этой серии были одеты в броню и использовались в составе бронепоездов. В послевоенные годы вездесущие «овечки» уже не могли справляться с тяжелыми грузовыми поездами и стали выполнять маневровую работу.

Эу683-32

Представитель наиболее многочисленной серии отечественных паровозов. За период с 1912 по 1957 год паровозов серии Э (разных модификаций) было построено около 11000. Это доказывает, насколько удачна была конструкция этого паровоза, построенного первоначально для Владикавказской ж.д.
Не удивительно, что в годы Великой Отечественной войны паровозы Э были главной тяговой лошадкой. Они оказались идеальными прифронтовыми локомотивами: достаточно мощными по сравнению с «Овечками», но не такими тяжелыми, как паровозы ФД. Буква Э не несет в себе никакой информации, так как в то время уже не осталось других букв русского алфавита для обозначения паровозных серий.
Это типично русский паровоз, с высокими надстройками на котле, с площадкой вдоль котла, имеющей высокие перила. Надо сказать, что эти перила были внедрены по специальному царскому указу, чтобы предохранить бригады от несчастных случаев, так как довольно часто возникали ситуации, когда требовалось находиться на площадке во время движения.
Паровозы серии Э различных модификаций строились Коломенским, Сормовским, Луганским, Брянским, Харьковским, Невским заводами, а также по заказу Советского правительства в 1920-1924 годах в Швеции и Германии, а после Великой Отечественной Войны в Польше, Чехословакии, Румынии и Венгрии.
Паровозы серии Э поздних выпусков выполняли грузопассажирские перевозки вплоть до 1986 года на участке Олонец-Питкяранта Октябрьской железной дороги.

СО17-2359

Появление более мощных по сравнению с Э паровозов СО, учитывая особенности их конструкции, не требовало перестройку железнодорожной инфраструктуры (поворотных кругов, верхнего строения пути, зданий депо), что оказалось чрезвычайно удобно в эксплуатации. Данные паровозы строились в период с 1934 по 1951 годы, то есть, паровозы СО продолжали строиться и в военные годы Красноярским и Улан-Уденским заводами.
В соответствии с настроением 30-х гг. новую серию окрестили в честь славного ленинца Серго Орджоникидзе. Любопытно, что серия получила обозначение ещё при жизни государственного деятеля. Паровозы серии СО по мощности занимали промежуточную ступень между паровозами ФД и Э, при их проектировании экипажная часть и паровая машина были заимствованы от паровоза Э. Для размещения котла больших размеров спереди была добавлена бегунковая ось, что позволило распределить возросший вес на большее число осей и тем самым избежать увеличения нагрузки на ось, а также улучшить вписывание в кривые. Цифра 17 после обозначения серии как раз и означает нагрузку на ось в тоннах, по аналогии с ФД20.
Часть паровозов, СО были снабжены конденсацией пара и вентиляторной тягой.

Л-5248

В первые послевоенные годы эксплуатация тяжелых паровозов ФД и ИС на железных дорогах европейской части СССР, пострадавших во время военных действий, до обновления пути была невозможна. Требовались паровозы с нагрузкой от оси на рельсы не более 18 т, т.е. равные по весу сериям СО, но более мощные и современные. Коломенским заводом был разработан проект паровоза, ставшего основным советским грузовым паровозом послевоенной постройки, с 1945 по 1955 год было построено около 4200 локомотивов. Серия дана паровозу по фамилии разработчика - Льва Лебедянского, в то время главного конструктора Коломенского завода. Первоначально паровозы носили наименование П в честь победы в Великой Отечественной войне.
Паровозы серии Л выпускали в 1945-1954 гг. Коломенским заводом, в 1946-1950 гг. Брянским заводом, и в 1950-1955 гг. Луганским заводом. Всего было построено 4199 паровозов этой серии.

Ну и праздничная видяшка :)