November 15, 2012

Еще один отчет о побегушках

Это самый основательный отчет, хорошая работа, Миша!

Оригинал взят у

samiznaetekto в Метробуки имени Ленина. Взгляд изнутри: результаты и разбор полётов.

Дню рождения Ленинградского метрополитена посвящается.

Начну с плохого — первое место в петербургских метробуках мы не заняли, хоть и собирались. Заняли почётное позорное третье место. Стыдно, товарищи. Очень стыдно. Ладно хоть в призовую тройку попали. А то ведь с такой скоростью прохождения маршрута вообще можно было на финиш не успеть. На семь минут всего оторвались от четвертого места. Путевой лист в 10:59 получили, сдали через семь с половиной часов. Все эти параметры хорошо видны в сводной таблице результатов.

Да, у меня «сдох» макбукпро и я теперь «обрабатываю» фотки на телефоне. На него же и снимаю.

Теперь о хорошем. Организовано всё было хорошо чуть более чем полностью. Вопросы были сложными и интересными. Хотя нам и сказали при регистрации, что «они ж детские, уж вы-то точно справитесь — вы же, судя по лицам, профессионалы какие-то?». Не, какие мы профессионалы, ну что вы. Престарелые метрофанаты. «Метровентиляторы».

Суть игры: зарегистрироваться; получить маршрутный лист и 12 вопросов; угадать названия станций метро, на которые нужно ехать, чтобы выполнять задания; съездить и выполнить; вернуться на финиш как можно быстрее; профит.

Это в теории. Ровно два часа мы потратили на разгадывание этих двенадцати вопросов. Первые четыре раскусили с ходу, потом ещё два, но чуть медленнее. Прошёл ровно час. Ещё почти час вымучивали следующие шесть. В итоге, решили что в тринадцать надо отчаливать «в поля». На этот момент у нас было десять «железных» ответов и два «почти уверены». В действительности всё оказалось гораздо менее прозаичным. Дальше будет занудный разбор вопросов и наших ответов, нытьё и разочарование, в виде простыни длиной в 4 вордовских страницы. Официальная версия ответов вполне могла отличаться от того, что напридумывали мы. То есть, скорее всего весь последующий текст будет «лытдыбр» и «для себя».

Эта станция — родственница Нордаля, британского символа и довоенной продукции ярославского автопрома. Ищем: Сколько человек в декоре станции носят на голове венки?

Вопрос про британский символ и довоенную продукцию ярославского автопрома взялся как-то сам собой. Первая фамилия нам ничего не говорила, гугль рассказал, что это шведский футболист, но это было уже и неважно. Ответ заключался в задании — оставалось только поехать и посчитать венки, ибо кроме как на «Спортивной» в убранстве станций они не используются. Ну и ответ сам собой натянулся на вопрос: двухэтажные автобусы, английский символ; ЯТБ—3 — первый и последний двухэтажный советский троллейбус, выпущен перед Войной в количестве 10 экземпляров, строился по образу и подобию английских же троллейбусов «Инглиш электрик», закупленных для изучения в 1935. Простите, отвлёкся, как всегда.

ЯТБ-3, иллюстрация ТМ к замечательной статье Льва Шугурова.

На этом месте сначала коней сменили самолеты, а затем их — корабли, а на стене станции остался тот, чьим именем названа другая станция питерского метро. Ищем: Секретного агента.

«Взяли» тоже моментально: самолёты, Чкалов, Комендантский аэродром... Перед аэродромом, кажется, был ипподром — кони! Корабли, корабли. Дома-«корабли». Так, и изображения на стенах есть. «Комендантский проспект», без вариантов. А «Чкаловская» — совсем другая станция на этой же линии. На КП мы были 7-й командой. Удивило, что первая команда из одного человека отметилась в 11:30, то есть через пол часа после начала игры.

Эта станция — единственная, на которой слово «выход» не указывает дорогу на улицу, а слово «станция» не обозначает остановку поезда. Ищем: Сколько раз на станции упомянут СССР?

В Ленинградском метро СССР в виде аббревиатуры упоминался на «Площади Мира». «Площадь Мира» переименовали в «Сенную площадь» 20 лет назад, а надпись «СССР — оплот мира» демонтировали при удлиннении станционного зала и строительстве перехода на «Садовую». Тогда остаётся только «Технологический Институт-2», это та станция кроссплатформенного пересадочного узла, которая «с толстыми» колоннами-пилонами. Почти на каждом пилоне там упоминания о достижениях советского народа. Станция ясна, осталось только посчитать. Википедия говорит нам «7», помечаем себе, чтобы обязательно проверить. Забегая вперёд скажу, что на деле оказалось 8 упоминаний, и это была вторая станция, «взять» которую не побывав, а насмотревшись и начитавшись интернетов не получилось бы.

На стене этой станции указан год ее открытия, который не каждому по зубам, а в декоре станции — любые соседи того, кто дал станции имя — кроме него самого. Ищем: Количество сосудов, изображенных на стенах станции.

Тоже отвечаем не думая. Только на «Крестовском острове» год открытия 1999 указан римскими цифрами MCMXCIX в торце станции, общеизвестный факт. Про «соседей» тоже всё просто — это стилизованные мозаичные Реки-женщины и Острова-мужчины, которыми украшены глухие проёмы между колоннами. Считая сосуды на станции тоже поржали — считать ли лодки за сосуды? Если там, где особь в ней плывёт, лодка ясна чуть более чем полностью, то две особи, несущие корыто (сосуд?), в итоге тоже несут лодку. В маршрутном листе дотошно указали 8 + две лодки. Да, зануды. Возраст-с.

На стене этой станции только одна женщина — и это оправдано. А рядом с ней — большой друг лошади. Ищем: Пару находящихся друг напротив друга с фамилиями, начинающимися на одну букву.

Женщина на станции — «Автово» и мозаичное панно в торце? Женщина-то там есть, а вот кто такой «друг лошади»? Нет, мимо. «Крестовский остров» и «Комендань» отметаем, ибо уже были. Вспоминаем станции, в убранстве которых есть образ женщины. «Нарвская»? Там почти полста горельефов с дюжиной повторяющихся сюжетов, но там много женщин. Не то. «Друг лошади»... Сталин? Нет, Сталин — друг детей и спортсменов. Эврика, это ж Пржевальский, который, кстати, похож на Сталина! «Технологический институт-1», там как раз изображения выдающихся учёных. Вот теперь нам нужен интернет, а то пять смартфонов без дела валяются. В списке Википедии находим Софью Ковалевскую. Немного удивляемся, что загаданы оба «ТИ». На самой станции уже находим И. И. Мечникова с Д. И. Менделеевым, изображения которых расположились друг напротив друга.

Фотография Славы Степанова.

Кстати, до строительства перехода на «ТИ-2», на станции были размещены и барельефы Энгельса, Сталина, Фаворского и Крылова. Сталина можно увидеть в музее петербургского метрополитена и в наши дни. Ну, и чтоб два раза не вставать, — при реконструкции всё того же перехода в начале этого века демонтировали замечательную настенную металлическую схему Ленинградского метрополитена. Но демонтировали уже не ту, что на фото, а более позднюю версию. Когда произошла замена одной на другую — мне неизвестно.

Схема Ленинградского метрополитена, «Технологический институт», 1963, «Подземка Петербурга».

То, что дало название этой станции, несколько раз переименовывалось и реорганизовывалось — но и до Революции, и после финала СССР всегда сохраняло в названии ключевую ноту. А в декоре станции использована формула со знаком сложения. Ищем: Общее количество звезд в оформлении конструкций скамеек.

Эту станцию тоже мы раскусили очень быстро — ключевой тут была формула. Кроме как об «Электросиле» с высказванием Ленина «Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны» думать было не о чем. Ну и цепочка переименований Сиеменс-Электросила прекрасно укладывалась. По приезду на станцию мы стали методично распихивать отдыхающих на скамеечках граждан, ощупывая и переворачивая лицом к себе каждую из четырёх «звездочек» на спинках этих самых скамеечек. По 96 звёздочек (по 24 скамейки) на каждой из платформ и по 48 звёздочек (по 12 скамеек) вдоль внутренних стенок пилонов в центральном зале насчитал каждый из нас пятерых. Отсутствовали три «звезды» в оформлении первой платформенной скамейки в сторону юга (направление к «Парку Победы»). Итого 288 штук должно быть, в реальности только 285. Сдаётся мне, что кроме нас на это вообще не обратила внимание ни одна команда. Так что мы, как самые зануды, до сих пор остаёмся при мнении, что по 2 балла надо бы со всех, «ответивших» на вопрос #12, выпилить.

Название этой станции напоминает о грандиозной городской перемене, произошедшей ровно через 5 дней после громкой смерти. Ищем: Инвентарный номер ящика с огнетушителем у поста телеуправления.

За задание никак не привязаться. «Невский проспект» переименовали в «25 октября», а потом обратно? Вернули историческое имя в 1944, 13 января. Громкая смерть — Таня Савичева? Нет, она сконачалась 1 июля 1944... Чья смерть, какике перемены? Переименование Петербурга в Петроград в августе 1914-го? Смерть Франса Иосифа? Переименование Ленинграда в Петербург в сентябре 1991-го? Тальков — октябрь 1991... Из Петрограда — в Ленинград, 26 января 1924. Правильно, а Владимир Ильич скончался 21 января, мы это с детства же знаем. Станция «Петроградская». Нелепый ответ ИНВ. № 10083544 никакой смысловой нагрузки не несёт.

Топоним, давший название станции, возник благодаря десяти заповедям и транспортному средству, название которого, по одной из версий, очень напоминает шпиона в хипстерских очках. Ищем: Сколько раз год открытия станции повторяется в ее оформлении?

Шпион в хипстерских очках — Остин Пауэрс. Эта версия была выдвинута ребятами ещё при первом прочтении вопроса, хотя лично мне она была не очевидна и до крайнего момента я старался от неё дистанцироваться, и зря. На этом мысль заканчивалась. Топоним — «автово», потому что машина? Интересно, но какие, к чёрту, десять заповедей? Мимо. А может, десять заповедей — аналогия с заповедями строителей коммунизма, которые в оригинале назывались «Моральный кодекс строителей коммунизма»? Ленин? «Ленинский проспект»? «Площадь Ленина»? Но тут «заповедей» 12, а не 10. Да и к Ленину они уже имели мало отношения, ибо появился этот кодекс в 1961. Но Ленин тут был замешан, почему-то это казалось очевидным. «Ленинский проспект» и «Автово» отмелись потому, что на них нет года открытии станции в оформлении. А год открытия «1955» на декоративных дверях кабельного коллектора есть на всех путевых стенах станций первой очереди, кроме, как раз-таки, «Автово». Есть год открытия на стенах «Чернышевской» и «Площади Ленина», есть он и на некоторых станциях второй ветки. Ставим рабочей версией «Площадь Ленина» и откладываем вопрос. И уже в метро мы понимаем, что «Остин» мог быть «Остином-Путиловским», броневиком, выпущеным на Кировском, бывшем Путиловском заводе. На броневике этом Ленин, якобы, выступал перед Финляндским вокзалом в 1917 году. Но там далеко не всё так просто, что с самим фактом выступления, что с броневиком. Того броневика, что стоит в музее, как раз-таки «Остин-Путиловца» с диагонально расположенными башнями, в апреле 1917 ещё в природе не существовало. Есть одна хорошая статейка в «Вокруг Света» на эту тему, почитайте.

Немного ломаемся в пользу «Кировского завода», ибо решетки с «1955» там тоже есть. Не привязав ну никак «заповеди» «Кирзу» окончательно отметаем. Ну и два дополнения: в процессе обсуждения была версия «Сенная», так как 10 заповедей были оглашены на горе Синай; в ответах уважаемых организаторов упоминается, что 10 заповедей — это апрельские тезисы, но оглашал Ленин их в особняке Кшесинской, который к «Горьковской» гораздо ближе, если уж на то пошло, а не на Финляндском вокзале. Как-то так. В итоге мы лишь убедились, что год открытия «1958» на стенах упоминается четыре, ибо знали это и без посещения станции. Кстати, кроме этого на станции нет, пожалуй, никаких украшательств. Ещё бы, она была одной из двух станций, построенных и открытых сразу после оглашения Хрущёвым «борьбы с архитектурными излишествами». А «Чернышевская» вообще могла стать первой станцией типа «горизонтальный лифт» без боковых посадочных платформ, но... Это уже совсем другая история.

Название этой станции ассоциируется с популярным инструментом, который тесен для животных, которых часто называют транспортным средством, привычные условия работы которого в свою очередь прямо противоположны среде обитания этих животных. Ищем: Сколько пуговиц на двоих у людей с одинаковыми инициалами на стенах станции?

Сразу вспоминаем, в который раз уже, станции с барельефами-горельефами. Всё что только можно уже перебрали и использовали в предыдущих вопросах, и это хорошо. Круг сужается до недавно открытой «Адмиралтейской». Действительно, на ней есть медальоны с барельефами великих русских адмиралов и флотоводцев. Википедия (никогда не пользуйтесь ей для получения точной информации, вспомните про количество надписей «СССР» на «ТИ-2»!) показывает нам картинки с Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном и Фёдором Фёдоровичем Ушаковым. Считаем пуговицы на мундирах, 6 + 3 = 9. Записываем, успокаиваемся. Когда мы приехали на станцию, а она была первой точкой нашего маршрута, ибо стартовали мы с «Обводного канала», то у Беллинсгаузена обнаружилась еще одна пуговица, которую на фотографии было совершенно не видно. Итого, павильный ответ «10». А как название станции «Адмиралтейская» натягивается на вопрос? Всё просто, оказывается. «Голос свыше» сказал: «верблюды, а не лошади; игольное ушко; адмиралтейская игла». Спасибо, в следующий раз в команде с нами играть будешь, ибо у нас таких «изменителей сознания» с собой не было.

В названии этой станции есть имя известных советских спутников, запущенных в 1987 году. Эти спутники на две точки входа превзошли своих предшественников. Ищем: Секретного агента.

Сначала мы искали спутники. Из всего обилия запущенных в 1987 году советских спутников кроме как за ФР-7 зацепиться было не за что. Успокоились, приняв его за «Фрунзенскую». И только не найдя на станции людей с бейджами «Метробуки» мы включили голову ещё раз. Кстати, обломались не мы одни, мечущихся группок людей мы на станции парочку-то встретили. Кто-то из нас бросил фразу «давайте обстрагируемся от космоса, может быть это какие-нить звёзды, а не спутники, эстрадные звёзды...». Этого было достаточно, чтобы мысль упёрлась в «Спутник», LADA Sputnik, ВАЗ-2109. «Восьмёрку» начали выпускать в 1984, значит в 1987 появилась «Девятка», и у неё пять дверей, вместо трёх у предыдущей модели, вот тебе и две дополнительных точки входа. У двух ребят, дежуривших на станции «Девяткино» мы были всего-навсего третьими.

Эта станция названа в честь тех, чье главное богатство — дети, а проектное название станции отдает максимализмом. Ищем: Секретного агента.

Тут мнения наши в первый и крайний раз разошлись. Я настаивал на «Пролетарской», типа у них и богатства-то никакого нет, у пролетариев, разве что дети. Да и проектное название«Завод «Большевик»" вроде как «большой», «максимальный», ну ведь отдаёт же максимализмом? Ребята предложили «Проспект Ветеранов» и держались за эту версию: ветераны воевали ради потомства, ради детей; проектное название «Ул. Третьего Интернационала». И то, и то красиво ложится в качестве ответа на вопрос. В итоге на карточке ручкой написано «Пролетарская» «Пр. Ветеранов». Забегая далеко вперёд скажу, что если бы мы не отправились на юг красной ветки проверять версию большинства и искать секретного агента на пустой станции, то не поимели бы еще один спорный пункт. С другой стороны, если бы сразу поехали на «Пролетарскую», то потратили бы меньше времени и заработали бы больше баллов на времени. И вообще, надо в следующий раз логистикой посерьёзнее заняться, а то перемещались мы, конечно, не Броуновски, но как-то медленно. Зато я в метро за одну субботу 3-го ноября 2012 накатался больше, чем за предыдущие лет шесть. У проверяющих на станции мы были 10-ми, кажется.

<ик>Схема 1976 года, свои окончательные названия станции «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов» получили перед самым открытием в 1977. А проектное название «Пролетарской» видно на этой схеме.

Слово, лежащее в основе названия этой станции, на мертвом языке является возвратным местоимением, а пик его популярности начался примерно через полторы тысячи лет после смерти языка. Ищем: Секретного агента.

С возвратными местоимениями у нас было как-то туго. Вспомнилось только «себя», а на каком таком мёртвом языке? Эсперанто, латынь, иврит с идишем, староболгарский? Пик популярности чего начался через полторы тысячи лет — слова или мёртвого языка? Вопросов было хоть отбавляй, к разгадке мы не приблизились ни на шаг вот уже продолжительное время. Откуда-то взялось местоимение «vos», неизвестно даже на каком языке, и насколько этот язык мёртв, но мы за него зацепились, потому что «Площадь Восстания» подходила сюда прекрасно. Мы же давно избрали технологию «натягивания карты на глобус». Когда же мы приехали на «Восстания» и прочесали всю станцию два раза туда-сюда в поисках секретного агента, мы чё-то как-то расстроились.

У нас на руках оставались только две неразгаданные карточки — «возвратное местоимение» и «проектное название, отдающее максимализмом». И если с предыдущим вопросом мы целенаправленно ехали на «Ветеранов» (ну «а если чё — махнём на «Пролетарскую!»), то где ещё искать ответ на этот вопрос мы не знали. Погрузились в поезд и грустно поехали в южную сторону по первой линии. Все уже порядком подустали, энтузиазм подиссяк. И тут в «Автово» голос свыше говорит мне «Это возвратное местоимение „сам“, „avto“! Езжайте в „Автово“!», выскакиваю из вагона с криком «я уже здесь!» и отчаянно пытаюсь вытащить всю команду за собой. Я даже не успел сослаться на «голоса в моей голове», которые заставили меня выйти здесь, как мы обнаружили живого агента. Остальные команды оказались расторопнее нас и этот вопрос не вызвал у них трудностей, мы были 25-й командой на этом контрольном пункте.

А что было дальше — вы уже знаете. Вхолостую скатавшись на «Ветеранов», мы поехали на «Пролетарскую», и уже оттуда — на «Обводный канал», сдаваться организаторам.

«Метровентиляторы».

Ещё раз повторюсь — было здорово. Пятеро половозрелых особей мужского пола с горящими глазами бегали по метро, отгадывая загадки. И это мы только про себя. Команд было больше восьмидесяти, только 51 команда дошла до финиша. Мы с удовольствием примем участие в следующих, послеследующих и всех остальных Ленинградских метробуках имени Ленина. Кстати. Команду свою вместо «Метровентиляторов» мы хотели назвать «памятник Ленину на площади Ленина у станции ПЛОЩАДЬ ЛЕНИНА Ленинградского Ордена Ленина метрополитена имени Ленина», ПЛНПЛУСПЛЛОЛМИЛ. Хорошее название, звучное. Думаю, оно нам принесет удачу в следующий раз.

Ну и маршрут наших телодвижений: «Обводный канал» — «Адмиралтейская» — «Спортивная» — «Крестовский остров» — «Комендантский проспект» — дурацкая маршрутка, которая повезла нас на обзорную экскурсию по городу, вместо того чтобы самым коротким путём довезти до «Пионерской» — таки «Пионерская» — «Петроградская» — «Электросила» — неудача с «Фрунзенской» — «Технологический институт 2» — утомительное путешествие до «Девяткино» — сигареты, туалет, коньяк кока-кола и мысль, что нам еще аж до «Ветеранов» всю ветку пилить — «Площадь Ленина» — неудача с «Площадью восстания» — «Технологический институт 1» — внезапное «Автово» — неудача с «Проспектом Ветеранов» — пилим с одной пересадкой на «Пролетарскую» — финиш на «Обводном канале» после двух пересадок. Ничего не забыл?

Схема метрополитена, официальный сайт.