August 27, 2006

27 августа Фаине Раневской исполнилось бы 110 лет

Не исполнив ни единой значительной роли мировой классики, она вошла, по версии Британской энциклопедии, в десятку величайших актрис ХХ века.
Многие восхищавшиеся Фаиной Раневской режиссеры снимали ее в эпизодических ролях - Анатолий Эфрос чуть ли не единственный поставил для нее и с ней в главной роли спектакль «Дальше - тишина» в Театре Моссовета, и я видела этот спектакль. Большая, сильно уже немолодая женщина, с детскими реакциями, с детской чистотой и более чем взрослым пониманием вещей, таясь, гордясь и не желая сдаваться, проживала глухое одиночество здесь, перед тем как навсегда уйти в окончательное одиночество там. Ее огромные трагические глаза в контрапункте с непосредственностью клоуна исторгали смех и слезы одновременно и говорили нам о нашей человеческой сути что-то поистине важное, чего мы не знали или не хотели знать раньше. Возможно, так вела бы себя постаревшая Раневская, другая, чеховская.

Она могла переиграть на сцене и на экране всю мировую классику - от женских до мужских ролей. Она могла и умела все. Ее снимали во вторых и третьих ролях в «Пышке», «Мечте», «Весне», «Свадьбе», «Небесном тихоходе», «Встрече на Эльбе» и еще в полутора десятках фильмов, и зритель обожал ее, а начальству, не пускавшему актрису в первые ряды по причине неканонической внешности, ничего не оставалось, как с этим обожанием смириться.

Впрочем, сам генсек Брежнев, вручая артистке орден Ленина, внезапно выговорил: «Муля, не нервируй меня!» - знаменитую фразу из фильма «Подкидыш», ставшего знаменитым от того, что в нем снялась Раневская. Она немедленно парировала: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы».

Она ничего не боялась - другие боялись ее легендарного острого язычка. Когда некто, увидев «Джоконду», небрежно сказал, что прославленная картина не произвела на него впечатления, Раневская бросила: «Эта дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет». «Перпетуум кобеле», - как печать поставила на одном режиссере. «Женщины, конечно, умнее, - рассуждала она вслух. - Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?»

Она была вовсе и не Раневская, а Фельдман. Ее отец, достопочтенный житель города Таганрога, владел фабрикой сухих красок, был старостой в синагоге и основал приют для престарелых евреев. Таганрог - город Чехова. В Таганрог Художественный театр привез «Вишневый сад». Спектакль окончился, зрители ушли, а Фаня Фельдман все сидела в зале, не в силах встать с места. «Профессию я не выбирала, она во мне таилась» - ее признание.

Она взяла фамилию чеховской героини, выслушала проклятия отца, порвала с ним и умчалась в Москву поступать в театральную школу, куда ее не взяли по причине отсутствия способностей. Революция выгнала Фельдманов в эмиграцию, Фаня осталась в Москве в полном одиночестве, без денег, без дома, без семьи.

Преодоление - ключевое слово этой истории. Впереди - частная театральная школа, провинциальные сцены и в 35 лет, когда столько всего уже поздно, - Москва. Еще дальше, в будущем, которое никак не просматривалось, - звание народной артистки СССР, орденоносца, лауреата нескольких Государственных премий. В этом же будущем - всенародная пылкая любовь к яркой, сумасшедше одаренной умнице-разумнице.

Раневская. Перемена фамилии - перемена участи. Никто пока не проследил влияния выбранного псевдонима на судьбу. Вишневый сад продан, дома больше нет, нет семьи, ушла эпоха. А Раневская, как стойкий оловянный солдатик, продолжает быть, быть на все времена, возможно, что и осуществляя связь времен.

Из афоризмов великой актрисы

«Сняться в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность».

«На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый - не может».

«Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много - в Книгу о вкусной и здоровой пище».

«Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия».

«Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм - это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду».

«Если женщина идет с опущенной головой - у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой - у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо - у нее есть любовник! И вообще - если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!»

«Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет».

«Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте».

«Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй».

nnm.ru